Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм,
достигающий, в настоящее время, масштабов национальной катастрофы. В стране ежегодно в результате ДТП погибает более 30 тысяч и свыше 250 тысяч человек
получают травмы. Увеличение интенсивности движения транспорта создает объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий, особенно с детьми и подростками.
Основными причинами ДТП по вине и неосторожности детей чаще всего
становятся:
- Переход дороги в неустановленном месте, перед близко идущим транспортом
- Игры на проезжей части
- Невнимание к сигналам регулирования движением
- Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зелёных насаждений и других препятствий
- Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта
- Незнание правил перехода перекрёстка
- Хождение по проезжей части при наличии тротуара
- Езда на велосипеде по проезжей части, когда нет 14 лет
- Езда на роликах и самокатах по проезжей части
Сегодняшнее состояние детского дорожно-транспортного травматизма
показывает, что дети не обладают крайне необходимыми для современных условий жизни навыками безопасного поведения в транспортной среде.
Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Наша с вами задача - воспитывать культуру поведения на дорогах с детства. Причем работа должна проводиться в первую очередь с родителями.
К сожалению, статистика говорит о том, что большинство аварий на дорогах, в которых фигурантами выступают дети, происходят по вине их родителей. И это неудивительно, ведь в нашей стране взрослые заняты другими более важными, на их взгляд, проблемами: как лучше одеть малыша в сад и школу, какой гаджет ему подарить, в какую секцию записать? Несомненно, и эти вопросы важны, но не так, как безопасность ребенка на дороге. Если приводить цифры несчастных случаев, то они будут просто ошеломляющими. 40% малышей погибают под колесами машин в собственном дворе, а 10% - в ДТП, в которых участвуют их пьяные родители. С каждым годом цифры неумолимо растут. Детская смертность на дорогах заставляет задуматься о том, правильно ли родители воспитывают своих чад?
Дети видят и воспринимают мир не так как мы, на их поведение на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей :
* Дети не всегда понимают опасность, которая подстерегает его на улице. Поэтому ребенок не должен самостоятельно ходить по улицам и переходить дороги.
* У ребенка другие особенности слуха и зрения.
* Ему сложно определить, с какой стороны исходит звук. Услышав сигнал автомобиля, он может сделать роковой шаг навстречу опасности.
* Ребёнок не умеет эффективно использовать периферическое зрение и полностью "выключает" его, когда перебегает дорогу, фокусируясь на каком-либо предмете. Он считает, что если он видит автомобиль, то водитель тоже его видит и остановится.
* Ребёнок не может определить близко или далеко находится автомобиль, быстро он едет или медленно.
Когда же начинать разговаривать с детьми о безопасности на дороге? Многие родители ошибочно полагают, что с правилами поведения на дороге ребята должны знакомиться только тогда, когда пойдут в школу. А ведь это не так. Психологами доказано, что основные детские инстинкты, манера поведения вырабатываются в раннем возрасте. Родители для ребенка являются эталоном и примером, которому нужно подражать. Для того, чтобы ребенок верно понял и прочно усвоил правила дорожного движения, ему лучше один раз увидеть своими глазами, чем сто раз услышать. Именно поэтому обучение ребенка правилам дорожного движения должно быть наглядным и лучше всего проходить в реальных, естественных условиях. Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов, докажите это ребенку на собственном примере.

Учите детей наблюдательности на улицах и дорогах!
- Выходите из дома заблаговременно, чтобы оставался резерв времени. Ребёнок должен привыкнуть ходить по дороге, не спеша.
- Не рекомендуется ускорять шаг или бежать вместе с ребёнком на остановку нужного маршрутного транспорта. Приучите ребенка, что это опасно, лучше подождать следующего автобуса (троллейбуса) и т.д.
- При переходе проезжей части, прекращайте разговоры с ребёнком, он должен привыкнуть, что при переходе нужно не разговаривать, а наблюдать за дорогой, движением транспорта.
- Следите за тем, чтобы переходить проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребёнок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта,
- На остановках маршрутного транспорта держите ребёнка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребёнок вырывается и выбегает на проезжую часть.
- Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах.
- Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребёнка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность: едет легковой автомобиль на большей скорости или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, если нет уверенности, что скрытой опасности нет,
- Переходите проезжую часть только на зелёный сигнал светофора. Объясняйте ребёнку, что переходить дорогу на зелёный мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.
- Помните, что ребёнок обучается движению по улице прежде всего на Вашем примере, приобретая собственный опыт.
Запомните:
Единственное, что может спасти ребенка на дороге — это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить — взрослый человек. И единственным естественным способом – своим примером.
Отдел организационно-методического обеспечения профилактической работы,
инструктор по гигиеническому воспитанию Мясникова С.Б.
|