![]() Один из самых распространённых страхов родителей подростков — это знакомство детей с алкоголем и другими психоактивными веществами. Первопричина любых зависимостей — психологические проблемы, а с ними может столкнуться абсолютно любая семья. К сожалению, часто родители, сами не желая, подталкивают детей к ошибкам и не замечают первых звоночков. Так как говорить с подростками, чтобы они вас действительно слышали и понимали? Давайте сначала разберёмся с тем, как делать не надо, а потом перейдём к действенным методам профилактики. Ошибочные стратегии высказываний и поведения родителей: ü «Станешь непонятно кем!» К сожалению, когда мы говорим: «Не пей, не кури, не пробуй опасное», ребёнок слышит подсказки, что ему делать в сложных ситуациях. Получается, мы сами указываем дорогу. ü «Будешь как отец/дед/дядя Вася!» Если проблемы с психоактивными веществами есть у кого-то из близких, нужно быть особенно осторожным в высказываниях. Не стоит программировать ребенка на повторение такой судьбы. К тому же, поругавшись с вами, ребёнок может назло повести себя как человек, на которого вы просите не быть похожим. ü Удерживать от контакта с «плохими» ребятами. Контролировать, проверять социальные сети и переписку, не отпускать гулять. Допуская эти две ошибки, мы разрушаем доверие. Жёсткий контроль вызывает протест, а обилие запретов превращает наши слова в бессмысленный шумовой фон. Подростковый возраст — время, когда социум становится важнее семьи. Это пугает родителей, но это нужно принять. ü Игнорировать проблему. Часто родители до последнего не верят, что такие проблемы могут быть у их детей. Доверие — это важно, но смотреть на ситуацию сквозь розовые очки не стоит. ü Ставить ультиматумы, угрожать. Вероятность того, что подросток послушает друзей, а не родителей, очень высока. Не стоит заниматься противопоставлениями и ставить его перед выбором. ü Сравнивать с другими. Так мы обесцениваем личность ребёнка. А низкая самооценка только подталкивает к употреблению чего-то, придающего уверенность. Как говорить о психоактивных веществах с подростками, чтобы нас услышали? ü Говорить нужно честно. Все знают, что алкоголь расслабляет и придаёт уверенности, потому если мы будем говорить только о вреде, это будет лицемерием. Лучше рассказать о своём неудачном подростковом опыте, о том, как потом было плохо и стыдно. ü В доступной для ребенка форме надо объяснить, из чего состоит алкоголь. Если вы заметили, что подросток всерьез интересуется спиртным, не дожидайтесь, пока он получит всю информацию от сверстников или найдет в Интернете, что «алкоголь продлевает жизнь», «улучшает работоспособность» или «защищает сердце». ü Как быть с пьяным подростком: начните разговор спокойно – сначала вам надо вступить в нормальный диалог. Обязательно выясните, почему ребенок решил попробовать алкоголь. Как правило, ответы стандартные: подросток не хочет быть «белой вороной» в компании, надеется улучшить таким образом настроение, или просто стал жертвой рекламы. ü Постарайтесь научить подростка вовремя говорить «нет» — это очень важно в компаниях, где царит «коллективный разум», и подростки легко поддаются чужому влиянию. ü Помогите ребенку научиться всегда добиваться поставленных целей и отстаивать свое мнение. Это поможет подростку завоевать авторитет среди сверстников, не показывая храбрость за рюмкой. ü Поднимите и тему "взрослости" – сказав, например, что статус и авторитет не определяются тем, кто больше выпьет, а сама "взрослость" – это еще и умение брать на себя ответственность за собственные решения. Это и выбор между давлением окружения и уважением к себе.
Говорить с подростками сложно, порой стеснительно и, может быть, очень неудобно. Но делать это надо. Если вовремя завести важный разговор, можно избежать многих проблем. Запаситесь терпением, ведь для того, чтобы установить контакт с подростком, необходимо много времени. Постарайтесь быть ему опорой, входить в его положение. Прежде чем ругать его за что-либо, задумайтесь, почему он совершил такой поступок.
Статья подготовлена по материалам открытых интернет-источников Отдел межведомственных связей и комплексных программ профилактики психолог Безлепкина О.А. |